Вокал

Основные приемы и техники вокала

Автор 27 июня, 2019 Комментариев нет

Пение – это одно из самых красивых искусств, которое приносит удовольствие творцу и окружающим. Однако даже самых выдающихся природных данных недостаточно, и необходимо заниматься с преподавателем, чтобы освоить самые виртуозные приемы в пении.

Расщепление

Это один из самых популярных приемов, суть которого заключается в том, что к чистому звуку примешивается некоторая доля другого звука. Чаще всего, это звук не музыкальный, его скорее можно отнести к шуму. Вокалист разделяет один дыхательный поток на несколько, и добавляет голосу новые ноты. Обратите внимание на то, что именно к расщеплению часто относят другие современные решения – это субтон и драйв.

Драйв

Такой прием пения является одним из самых важных для рок-артиста. Еще некоторое время назад он считался весьма опасным для связок человека, а для классического вокалиста он будет практически смертным грехом. Того же мнения придерживаются и вокальные педагоги «старой школы». Однако уже сегодня существует большое количество упражнений для грамотного и физиологичного развития данного приема.

Необходимо понимать, что в случае правильной работы над развитием вокала и выполнении всех необходимых упражнений, вы не будете испытывать боли, першения или сильной усталости голоса. Вероятнее всего, будет ощущаться только небольшое першение в небе, но это вполне нормальная реакция организма. В случае появления кашля или других проблем, необходимо прекратить занятия драйвом и добиться более высоких показателей выносливости голоса. А лучше разобраться вместе с педагогом что в звукоизвлечении вы делаете неверно, то есть не физиологично.

Если вы будете выполнять все действия правильно, после такого вокального упражнения, а именно использования приема — драйв, останется только ощущение прочищенного горла, а брать высокие ноты будет куда легче.

Субтон

Субтоном называют классическую технику пения с легким или сильным придыханием. Найти такие приемы легко можно практически у каждого вокалиста. Голос приобретает чувственность и нежность за счет неполного смыкания голосовых связок, которые не до конца сдерживают воздух, давая ему свободно выходить. Субтон относится к приемам красивого мягкого пения и является важным инструментом в работе любого вокалиста.

Обертоновое пение

Такая техника также известна под другим названием – «горловое пение». Оно дает возможность добиться некого двузвувучия, добавляя к основному тону дополнительный. Техника очень древняя, и чаще всего, такое пение характерно для восточной музыки. Некоторые специалисты утверждают, что такое пение дает возможность улучшить физическое и эмоциональное состояние человека.

Глиссандо

Этот прием также известен под другим названием – «слайд». Он дает вокалисту возможность качественного и очень плавного перехода от одной ноте к новой. Переход производится через все звуки, которые лежат между ними. Как правило, такое исполнение не является слишком сложным, особенно если речь об опытном вокалисте. Однако самое плавное и хорошее движение между звуками достигается исключительно грамотной работой с преподавателем. Она начинается с медленных и аккуратных переходов между соседними или очень близкими звуками.

Фальцет

Фальцет – это так называемое исполнение без опоры. Головной звук. Такой прием дает возможность значительно расширить диапазон звука в сторону самых высоких. Чаще всего используется для тренировок вокалистов. Фальцет имеет значительные тембральные отличия от классического «грудного» голоса. Использование такого инструмента в классическом вокале ограничено, но он часто применяется для камерного исполнения.

Йодль

Такой прием является особой манерой пения. Он не имеет слов, но отличается характерным и довольно быстрым переключением регистра голоса, в котором чередуется грудной звук и фальцет. Изначально такой жанр использовался для звукоподражания, однако сегодня такой голосовой прием в пении применяется в большом количестве музыкальных произведений. Многие интересуются тем, как научиться петь йодль, так как прием очень интересный. Важно понимать, что перед тем, как петь йодль необходимо добиться высокой степени контроля собственных связок и голоса. Только очень опытный певец может без сильных затруднений переходить из фальцета в грудной голос и обратно, более того, перед тем как научиться петь йодль, нужно делать упражнения. Они могут быть сложными для новичка, поэтому стоит начать с более легких приемов.

Штробас

Штробас – это еще один из музыкальных приемов пения. Он является самым низким в вокальном регистре. Во время создания звука воздух проходит через практически расслабленную голосовую щель, и появляется очень низкий звук. Как правило, такой прием практически не используется в классическом пении. Нижний предел штробаса не имеет ограничений, он просто переходит в скрип и становится не мелодичным. Верхний же предел находится на начале нижнего предела грудного регистра.

Микст

Микстом называется один из приемов, который основывается на фальцете с опорой. Им владеет практически любой мужчина-вокалист, особенно – представители рок-сцены, которые пользуются высокими нотами. Разработка такого приема может быть сложной задачей, так как для достижения идеала необходимо обязательно проделывать каждое действие максимально правильно. Именно поэтому лучше выбрать занятия с преподавателем, который сможет объяснить все тонкости и на ранних этапах обучения выявить возможные ошибки. Такие вокальные приемы требуют серьезного подхода.

Вибрато

Это один из самых интересных и важных приемов в пении. Он достигается контролируемым периодическим движением диафрагмы артиста. Именно такой прием чаще всего используется для создания качественного украшения любой длинной ноты или подчеркнутого окончания фразы. Некоторые вокалисты от природы имеют равномерное и гармоничное вибрато, однако большинство из них все же нуждается в дополнительных тренировках и упражнениях. Серьезной проблемой является ситуация, когда вокалист хорошо владеет голосовым вибрато, однако не может добиться подкрепления работы голоса диафрагмой. Таким образом, звукоизвлечение сильно страдает.

Работа над красивым поставленным вибрато достигается в первую очередь за счет переноски основной нагрузки на диафрагму, которая будет регулировать скорость и амплитуду движений. Обратите внимание на то, что такой прием имеет и дополнительную функцию – это возможность артикулировать мелкие длительности при создании определенных вокальных украшений.

Действительно красивой органичной такая техника может стать при работе с грамотным преподавателем, который знает все тонкости постановки голоса и процесс работы с диафрагмой вокалиста.

Вокальный крик (Бэлтинг)

Приемы в пении могут быть самыми разнообразными. Одни встречаются редко, другие же используются постоянно. Именно ко второй группе относится бэлтинг. Освоить такой прием довольно непросто, так как он, по мнению американских вокалистов, заключается в своеобразном «проталкивании» грудного регистра. Классическое исполнение практически не применяет такой прием, но благодаря развитию музыкального искусства, он стал очень популярен в современной музыке.

Исполнение с внутренним смехом

Смех – это одно из самых положительных действий человека. Однако, необходимо отдельно выделить смех, который может использоваться в качестве интересной вспомогательной техники и выразительного средства при пении.

Такая техника часто применяется на переходных нотах, когда исполнитель поднимается вверх.

Техника вокальной улыбки

Такая техника работает в связке с предыдущей. Часто педагоги по вокалу просят своих подопечных поднимать щеки и уголки рта так, будто хочется рассмеяться. Секрет в том, что такое пение дает возможность более качественно контролировать то, как работает гортань и мягкое небо. Таким образом, вы сможете петь чисто, а голос будет более звонким и высоким. Однако тренировка такой улыбки нуждается в проведении большого количества упражнений, а так же это является вспомогательным средством при неких проблемах с интонированием.  В целом, «пение на улыбке» должно ограничиваться упражнениями  и не должно нарушать грани естественного и органичного. Здесь важна работа преподавателя, который подскажет и направит в верное русло, опираясь на то, какого звукоизвлечения и результата вы уже достигли.

Cry

Вокальные приемы могут быть самыми разными, иметь различные техники воздействия на голос, диафрагму. Плач – это одно из упражнений, которые дают возможность не только полностью расслабиться при исполнении, но и добиться более высокого и звонкого звука. Обратите внимание на то, что при плаче очень хорошо резонирует звук и лицо, а голосовые связки очень хорошо смыкаются.

Выводы

Приемы для пения используются любым вокалистом. Профессионалы хорошо разбираются в них, умеют работать с каждым качественно. Новички и любители могут использовать любой из низ (к примеру, дрожащий прием в пении) совершенно неосознанно или же просто пытаются скопировать услышанное.

Для достижения хорошего результата необходимы занятия с преподавателем, который будет контролировать каждое действие. К примеру, многие не знают, как научиться петь тирольский йодль и предпринимают самостоятельные попытки. К сожалению, они могут привести к сильному травмированию связок и проблемам в дальнейшем.

Обязательно обратите внимание на работу с преподавателями. Они имеют необходимый опыт и с первого прослушивания смогут определить качество исполнения каждого приема и отдельные ошибки. Каждая из них будет исправляться в комплексе, и вы сможете добиться действительно хороших результатов.

Вокал – это искусство, которое дает возможность добиться внимания и признания. Однако обязательно нужно понимать, что это также постоянная работа над собственным мастерством и совершенствование навыков. Даже самый талантливый от природы вокалист не сможет качественно развивать собственные возможности без грамотного подхода преподавателей, которые его в идеале должны направлять и содействовать достижению положительных результатов, при этом не мешая, а помогая найти свою индивидуальность. Преподаватели с отличным чутьем, слухом и вкусом.

Добавить комментарий